В правительстве готовят масштабную реформу бюджета

В правительстве готовят реформу бюджета, которая может изменить всю политическую систему страны.

Правительство, которое долго ругали за то, что оно свернуло с трудного пути реформ на широкую дорогу проедания нефтяного богатства, готовит самую масштабную реформу за много лет.

Реформа вынужденная и с непредсказуемым результатом. Если все получится, появятся деньги и структура, необходимые для пресловутой модернизации (Стратегии-2020, диверсификации, большого скачка – как это ни назови). Если произойдет сбой при отладке нового механизма, может рухнуть вся система, на которой держится нынешняя власть.

Речь идет о полной замене структуры бюджета. Черновик бюджетной системы будущего Минфин уже разослал по другим ведомствам и даже получил рецензию Минэкономразвития.

До сих пор у высшего начальства никак не получалось отучить чиновников покупать золотые кровати и автомобили класса люкс. Не помогла ни кампания по борьбе с коррупцией, ни правленный-переправленный закон о государственных закупках. Высокопоставленный чиновник из Минэкономразвития честно признается, что «как верстается бюджет, что с ним происходит, и какие расходы по какой статье проходят, сейчас не понимает никто, в том числе сам Минфин».

Но в черновике Минфина как раз содержатся меры, которые могут уничтожить стимулы к раздаче бюджетных денег на поддержание в сытости и довольстве основы нынешнего строя – армии чиновников в центре и регионах. Из министерств сделают управляющие компании, из чиновников – наемных (и увольняемых) менеджеров, из бюджета – набор бизнес-планов для разных отраслей. Если, конечно, правительство не испугается и не передумает – что, конечно, вполне вероятно.

БЕЗ БЮДЖЕТА НЕ ВЫРАСТЕТ

Денег в бюджете не ожидается не только на дорогостоящую модернизацию, но и на нынешнее «проедание».

Еще летом 2009 года стало понятно, что ни президент Дмитрий Медведев, ни премьер Владимир Путин не хотят увеличивать или даже сохранять бюджетный дефицит после 2012 года (сейчас он финансируется за счет скопленного в сытые времена Резервного фонда). На увеличение доходов бюджета в ближайшие годы никто не рассчитывает: глава Минфина Алексей Кудрин убедил своих коллег по кабинету, что цены на нефть и газ в ближайшие несколько лет резко не поднимутся. А тут еще резкий рост пенсий, который уже утвердило правительство. А значит, придется сокращать расходы.

Но при этом правительство продолжает грезить модернизацией, которая, по доминирующему среди чиновников мнению, может быть произведена только за счет средств бюджета: в силу предпринимательской инициативы чиновники не очень верят. И единственный вариант – сделать так, чтобы бюджетные средства тратились только на то, что действительно нужно, а не на то, на что тратятся сейчас.

КОНЕЦ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХАЛЯВЫ

Для финансирования регионов правительство планирует использовать тот же принцип, что и в отношении федеральных ведомств: больше полномочий и больше ответственности.

Для развития своей экономики регионы тоже будут получать федеральные субсидии, но только на основе программно-целевого подхода «сделал-получил»). Минрегионразвития, например, предлагает пойти еще дальше и сразу верстать ДЦП не только в ведомственном, но и в региональном разрезе. То есть, на этапе создания бюджета на следующий год сразу учитывать, какое количество денег по каждой статье расходов федерального бюджета в каком регионе окажется.

А еще правительство хочет покончить с сохраняющейся с 90-х годов прошлого века «халявой»: безадресными дотациями на обеспечение сбалансированности бюджетов, которые спасают глав регионов в случае, если им не хватает собственных денег.

 
 

Комментариев нет.