Турция – средиземноморский буфер?

Саркози и Меркель, несмотря на взаимные противоречия, прекрасно сходятся на идее нового «Средиземноморского союза», направленного на ущемление интересов как европейских стран, так и России. Не связаны ли оперативные поздравления Саркози и Меркель с победой Дмитрия Медведева с этими зловещими сигналами?

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози договорились о создании Средиземноморского Союза, потенциально открытого также для всех стран-членов ЕС. Это стало известно сразу же после своей встречи двух глав в Ганновере, где перед этим они принимали участие в торжественном открытии международной выставки информационных технологий CeBIT. Главными задачами новой организации должны стать выработка согласованной иммиграционной политики, развитие экономики и торговли, продвижение основополагающих ценностей правового государства, защита окружающей среды. Основная юридическая «шапка» бонусов, под которой предполагается грядущее объединение — это новый геополитический союз стран, находящихся в торгово-экономической орбите средиземноморского бассейна. В центре новой идеи лежит отказ от юридической дискриминации и привилегированного экономического использования бассейна Средиземноморья и его основных торгово-морских путей лишь несколькими странами региона. Также предлагается усилить борьбу с районами т.н. «налоговых оазисов», которые используют экономические преференции средиземноморского региона в ущерб членам ЕС.

Проект Средиземноморского союза направлен на объединение нескольких средиземноморских стран, в том числе Алжира, Туниса и Марокко. Париж намерен реализовать эту инициативу вместе с Португалией, Испанией, Италией, Грецией и Кипром. В Союз также может войти Турция, которая, как заявлял ранее глава французского государства, не имеет возможности стать членом Евросоюза, но претендует на привилегированные отношения с Европой. Любопытно, что Саркози выступает против присоединения Турции к ЕС и считает, что новое межгосударственное объединение можно было бы построить по модели ЕС. «Я предложу Турции большую общую цель — быть ключевой страной нового союза, нового Средиземноморского Союза», — говорит Саркози.

Идея Средиземноморского союза на самом деле воспроизводит структуру Совета северных стран, призванного экономически объединить ряд государств Балтийского моря. Но его статус и роль до сих пор являются не слишком известными и влиятельными. Сам же план создания Средиземноморского союза Саркози впервые упомянул в ходе своего визита еще в Марокко в 2005 году, будучи еще министром внутренних дел Франции. Первоначально эта идея состояла в том, чтобы учредить межрегиональный блок по образцу «большой восьмерки». Членами этого альянса тогда предполагались три европейские страны — Франция, Испания и Италия, а также Турция и африканские страны Средиземноморья — Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет и страны восточного Средиземноморья: Иордания, Израиль и, возможно, государства Персидского залива.

Однако планы Саркози не вызвали особого воодушевления в Италии. В Испании этой идее также откровенно не радуются, хотя и признают Средиземноморский союз хорошей идеей для сдерживания проевропейских аппетитов таких стран, как Турция.

Между тем, идея Саркози уже получила негативную оценку в самой Турции, которая высмеяла Союз, назвав его «второразрядным клубом». В Турции считают, что Средиземноморский союз навязывается этой стране именно как альтернатива Евросоюза, в то время, как Анкара настаивает на полноправном членстве в ЕС.

Но наиболее откровенно и недвусмысленно высказалась по этому поводу канцлер ФРГ Ангела Меркель — политик, которого Саркози уже видел в роли основного финансового коспонсора Средиземноморского союза. Хоть и придя к соглашению с Саркози, Меркель сразу же указала на то, что этот проект может привести к возникновению параллельных структур, дублирующих так называемый «барселонский процесс», направленный на расширение сотрудничества между Евросоюзом и соседними странами южного Средиземноморья.

Речь идет о соглашении, подписанном в Барселоне в 1995 году, призванном способствовать развитию принципов партнерства, демократии, правового государства и экономического роста в странах региона. Интересно отметить, что сотрудничество в рамках барселонского соглашения застопорилось сразу же после срыва мирного процесса на Ближнем Востоке.

Более того, Ангела Меркель незадолго до того, как ударить по рукам с Саркози, успела обвинить его в комментариях, данным изданию Der Spiegel, в попытке расколоть ЕС и создать зону сепаратно-французского влияния на юге европейского континента, что по мысли немецкого канцлера может стать противовесом интеграционной роли в Евросоюзе Средней Европы. Именно поэтому Меркель выдвинула встречную инициативу — выработку более общей модели Средиземноморского союза, предполагающей совместную средиземноморскую политику в рамках Барселонского процесса. Детали своего совместного предложения руководители Германии и Франции внесут на обсуждение членов ЕС на очередном саммите в середине марта.

Несмотря на то Меркель и Саркози на встрече в Ганновере всячески демонстрировали свое политическое единодушие, опровергая прежние сообщения СМИ о якобы возникших между ними разногласиях и утверждая, что они «действуют рука об руку», наблюдатели отмечают наличие серьезных разногласий между странами, которые уже приводят к очевидным политическим последствиям. Так, на прошлой неделе были перенесены сразу две важные встречи. Во-первых, на три месяца — до 9 июня отложена изначально намеченная на 3 марта неформальная франко-германская встреча в верхах в Штраубинге (Бавария). Кроме того, также на прошлой неделе были перенесены на более поздний срок двусторонние консультации министров финансов и глав Центробанков Франции и ФРГ. Официальная причина переносов — несовпадение графиков. Впрочем, французский МИД прямо по «горячим следам» уже признал наличие спорных вопросов и полемики в отношениях с Германией.

В частности, основная полемика, как и предполагалось, вокруг роли Европейского Центрального Банка и темпов сокращения бюджетного дефицита во Франции, которые партнеры Парижа по ЕС оценивают как недостаточно активные. Берлин и Париж борются и за роль в истории, оспаривая друг у друга вклад в разработку и одобрение Лиссабонского договора ЕС. Дело в том, что в 2004-2007 гг. именно Германия являлась основным мотором интеграционных процессов в ЕС, после того, как в 2005 году население Франции и Нидерландов проголосовало на референдуме против проекта Евроконституции, фактически застопорив тем ближнее- и среднесрочную перспективу евроинтеграции. Более того, как раз после 2005 года роль флагмана евроинтеграционных процессов и лидера ЕС перешла от Франции к Германии.

Теперь же Франция в лице Саркози явно решила отыграть карты. С 1 июля 2008 года Франция станет председателем Евросоюза. 13-14 июля, по словам Саркози, в Париже пройдет саммит глав государств и правительств Средиземноморского региона, на котором и предполагается учредить Средиземноморский союз. Франция даже предполагала создание специального банка для собственной затеи, но и здесь Германия выступила против.

Изначально Саркози предполагал создание особой региональной структуры, в которой участвовали бы государства, обладающие выходом к Средиземному морю. Уже само название, придуманное в Париже, — «Средиземноморский союз» или «Союз Средиземноморья», — вызвало опасения в ряде европейских столиц, что это объединение во главе с Францией может со временем составить конкуренцию Евросоюзу. Как писала Le Figaro, Франция, по мнению Берлина и еще ряда столиц, руководствуется корыстными интересами, а целью Парижа якобы является задействовать существующие механизмы ЕС и откачивать общеевропейские деньги для удовлетворения собственных интересов в приоритетном для Франции регионе.

Кстати, недовольство Меркель вызывало и то, что проект Саркози игнорировал страны, не омываемые Средиземным морем, а его реализация фактически вводила бы в ЕС принцип разделение рынков труда: Восточная Европа как сферу Германии, а южная Европа оставалась бы Франции. Но теперь Елисейский дворец вынужден учитывать возражения, возникающие у европейских партнеров. Так, одни из основных игроков «первого эшелона» — Испания и Италия, без которых подобное объединение теряет всякий смысл, все же добились изменения самого названия проекта, который теперь именуется как «Союз для Средиземноморья», что предполагает возможность подключения к нему любой страны — члена ЕС. Париж согласился и с тем, что в основе объединения будет лежать принцип сотрудничества, а не интеграции. Но мало кто теперь сомневается, что новый союз не преследует цель подмять под себя политические инициативы ЕС в регионе и предоставляет всего лишь новое пространство для сотрудничества. Есть все основания предполагать, что разногласия, связанные с новым альянсом, вспыхнут в ЕС с новой силой, как только встанет вопрос о конкретных формах сотрудничества.

Отнюдь не только Германия настроена скептически по отношению к планам Саркози. Ведь стратегическая цель политики официального Парижа по-прежнему состоит в том, чтобы путем привлечения к сотрудничеству южных соседей ЕС восстановить равновесие в Европе после того, как центр тяжести сместился в восточном направлении. Однако не следует забывать о том, что страны Восточной Европы в большинстве своем являются полноправными членами ЕС. Не секрет, что часть мер, предпринимаемых против выгод естественного географического положения стран Южной Европы, сильнее всего ударит именно по таким странам, как Греция, Болгария, Румыния, Венгрия и страны Адриатики, так как грядущая унификация лишит их огромной доли торговых оборотов. Саркози и Меркель, несмотря на взаимные противоречия, прекрасно сходятся на идее новой евроатлантической оси, одним из измерений которой как раз и должно стать создании нового буферного торгово-экономического блока, направленного на ущемление не только национальных интересов европейских стран, но и интересов России, которая активно выходит своим «Южным потоком» в средиземноморский регион. Но не станет ли способствовать роль новоизбранного российского президента пассивным согласием с активизацией именно антироссийских сил в регионе? И не связаны ли столь оперативные поздравления как Саркози, так и Меркель с победой на президентских выборах Дмитрию Медведеву с этими зловещими сигналами?

Кстати, выстраивание новой геополитической оси как-то странно и быстро оказалось «заточено» под Израиль. Во время своего визита во Францию 13 марта, приуроченного к открытию международного книжного салона, где государство Израиль выступало в качестве специального гостя, президент еврейского государства Шимон Перес особо подчеркнул, что испытывает глубокую удовлетворенность по поводу подписания соглашения о создании Средиземноморского Союза. Кстати, проект в тот же вечер был представлен Ангелой Меркель совместно с Николя Саркози в Брюсселе. На вопрос журналиста «Ле Фигаро», как он оценивает актуальное состояние франко-израильских отношений, Перес ответил, что «лучшего и быть не может». Шимон Перес сказал буквально следующее: «Все израильское правительство на 100 % поддерживает этот проект. Европейцы на севере, магрибинцы на юге, посередине — арабы — почему не начать сотрудничество там, где это возможно?». Президент Израиля приветствовал включение Израиля в Средиземноморский Союз — в соответствии с моделью Союза, пролоббированной Ангелой Меркель. При этом Перес отметил, что не испытывает иллюзий по поводу Ирана — «это государство, которое стремится установить контроль над арабским миром, который не любит его еще более, чем мы. Это государство-колонизатор на Ближнем Востоке, которое стремится подчинить себе Сирию. У него две метастазы — Хизболла и Хамас». Ясно, что новый геополитический проект, если он покажет свою жизнеспособность на Востоке, будет выстраиваться против Большого Ислама, расщепляя тот подъем мусульманского мира, который стал возможен после американского вторжения в Ирак. Но неизвестно, насколько попытка Израиля выстроить вокруг себя и ориентированный на Францию блок умеренных арабских стран, учитывая проблему отношений между Израилем и Ливаном и между Францией и Сирией.

Однако, опасения Израиля насчет иранской геополитической угрозы в среде арабских стран действительно могут иметь место и серьезные последствия и Израиль явно чувствует для себя оперативный простор, да и Германию он начал подтягивать. Ангела Меркель по приглашению израильского парламента стала первым лидером Германии, которой позволили выступить 18 марта в Кнессете на немецком языке. Учитывая пикантность ситуации, это дорогого стоит в государстве, где вообще-то не так давно известным музыкантам запрещали играть Вагнера, а российской рок-группе «Крематорий» — выступать с концертами. Меркель, кстати, обрушила свою риторику на немецком языке против бомбардировок юга Израиля.

Как говорится, это многое объясняет.

 
 

Комментариев нет.