Россия может потребовать Севастополь

Воспользовавшись ощутимым потеплением в отношениях с Киевом, в Москве снова решили поднять вопрос о возврате в российскую собственность имущества бывшего СССР, которое Украина считает своим. Управляющий делами президента РФ Владимир Кожин в эфире «Эха Москвы» в очередной раз (на эту тему он выступает ежегодно) заявил, что Украина должна передать России всю бывшую советскую собственность, которую использует на данный момент.

«Я думаю, что Медведев будет обсуждать этот вопрос с президентом Януковичем, и надеюсь, что юридически он получит разрешение в самое ближайшее время», – сказал управляющий делами президента РФ.

Напомним, в свое время между бывшими союзными республиками была достигнута договоренность о том, что Россия как правопреемница СССР принимает на себя все права на движимую и недвижимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств по погашению государственного долга СССР. Это положение было закреплено Указом президента РФ от 8 февраля 1993 года «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом».

МИД Украины оспорил данное решение, ссылаясь на то, что оно противоречит нормам международного права. Тогда Россия предложила т. н. нулевой вариант, по которому республики бывшего СССР передают Российской Федерации обязательства по выплате их доли во внешнем долге бывшего СССР по состоянию на 1 декабря 1991 года, а в обмен Россия получает долю этих государств-республик в зарубежной собственности СССР – также по состоянию на 1 декабря 1991 года. Позиция России состояла в том, что платежи по внешнему долгу и вступление в права собственности на имущество бывшего СССР за рубежом находятся в одной логической цепи.

Наша страна, кстати, в данном случае приняла несколько альтруистичное решение: Россия выплачивает внешний долг СССР, в т. ч. и за те республики, которые отказались передать ей права на общесоюзную собственность. Кроме Украины, к таким можно отнести государства Прибалтики, которые сегодня распоряжаются «спорными объектами».

По данным департамента международных имущественных отношений и собственности за рубежом Фонда госимущества Украины, собственность Украины за рубежом составляют помещения дипломатических представительств в 32 странах. Их балансовая стоимость – $60 млн.

Директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов считает, что политические силы Украины недооценивают серьезность данного вопроса и ошибочно затягивают его решение:

– Украина стала единственной из республик бывшего Советского Союза, которая не признала нулевой вариант договора, и при этом вела себя очень «по-украински». Когда возникал вопрос выплаты долга СССР, украинская власть старалась не касаться этого вопроса (пусть Россия выплачивает), а когда долг был уже, по сути дела, погашен, и суммы не имели угрожающих размеров, вдруг подняла вопрос об имуществе. Мол, как же так? Это – общее, нажитое непосильным трудом имущество, давайте делить… За долги они отвечать не хотели, а вот получить кусок Алмазного фонда СССР или союзного Сбербанка очень хотелось.

В свое время эта тема очень активно муссировалась на Украине, особенно при Ющенко. Мы видели разные расчеты всевозможных украинских националистов. Лидер Украинской народной партии Юрий Костенко в 2008 году вносил в Раду законопроект, в котором предложил признать обязательства Сбербанка СССР перед украинскими гражданами задолженностью России и потребовать компенсировать 84 млрд руб. Всевозможных спекуляций было много, было много фантазий насчет того, насколько большой кусок должен перепасть Украине, но я всегда предостерегал украинских националистов от такой постановки вопроса.

В том случае, если между украинским и российским руководством зайдет речь о разделе общесоюзного имущества, речь пойдет не только о том, что находится в Москве, не только о дипломатических учреждениях где-нибудь в Париже. Речь зайдет и о той общесоюзной собственности, которая теперь находится на территории Украины. Т. е. о том, чтобы отдать или разделить те промышленные гиганты, которые раньше были общей собственность советского народа, и на которых теперь зиждется суверенная украинская экономика.

Кроме того, давайте не будем забывать о таком болезненном для Украины вопросе, как Севастополь. В СССР это был город, как теперь бы сказали, федерального значения: он находился в особом подчинении, имел отдельное финансирование – напрямую из Москвы. Но когда заходит речь о таких аспектах, украинские националисты сразу делают квадратные глаза и удивляются: «А нас за что?»

Все эти разговоры о получении выгоды с России на самом деле ставят некоторые опасные вопросы, которые, по мнению украинцев, уже давно решены. Здесь проявляются и политика двойных стандартов, проводимая определенными политическими силами на Украине, и постоянное желание чего-нибудь урвать. На самом деле это – тупиковый путь: рано или поздно Украине придется отказаться от своих претензий на общесоюзную собственность и принять нулевой вариант договора.

– Это произойдет «рано» или все-таки «поздно»?

– Я думаю, что в данный момент этот вопрос не является принципиальным ни для одной из сторон. Януковичу сейчас не до этого. Получать новую головную боль в виде парламентских скандалов, как это было после подписания недавних харьковских соглашений? Ему это не надо, есть другие проблемы… Но я уверен, что когда политическая ситуация на Украине стабилизируется (если это вообще когда-нибудь произойдет), вопрос об общесоюзной собственности будет решен безболезненно.

 
 

Комментариев нет.