Россия меняет Беларусь на Украину

Отношения России со странами СНГ развиваются весьма драматично и противоречиво. Позиция Кремля по отношению к перевороту в Киргизии означала решительный разрыв с прежней политикой безусловной поддержки действующей власти. Еще не очень понятно, чем вызван сдвиг – то ли конкретным отношением к режиму Курманбека Бакиева, то ли принципиально новой установкой универсального характера.

В любом случае, данная инновация уже послужила причиной дополнительных и весьма острых разногласий с Белоруссией. Лукашенко раздул из свержения Бакиева громкий скандал, дабы лишний раз дистанцироваться от Москвы. Так что России еще предстоит найти точный ответ на киргизский вызов.

Впрочем, доминирующую роль в Средней Азии играет совсем другая страна – Узбекистан, о существовании которой у нас вспоминают лишь во время визитов Ислама Каримова в Москву, или нашего лидера в Ташкент, что весьма символично. Узбекистан – потенциально мощное государство, с населением почти равным населению Киргизии, Туркмении, Таджикистана и Казахстана вместе взятых. Оно расположено в центре региона и имеет протяженную границу с каждым из них. И в царское, и в советское время Ташкент являлся неформальной столицей Средней Азии. Сегодня экономический потенциал Узбекистана находится на низком уровне, но в перспективе он может стать доминирующей державой региона, бросающей вызов Казахстану. Даже несмотря на кризис, в 2009 году рост ВВП составил там 8,1 %.

Визит Ислама Каримова в Москву, его переговоры с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным стали очередным этапом в непростых отношениях Москвы и Ташкента. Узбекистан давно уже является фактором, раздражающим Россию, и всячески мешающим ее внедрению в регион. Каримов так и не присоединил свою страну к Коллективным силам оперативного реагирования (КСОР), протестовал против планов РФ создать военную базу в Южной Киргизии. В Ташкенте был снесен памятник советскому солдату, что вызвало немалый скандал, а последний год был ознаменован систематическим созданием препон российскому бизнесу. Правительство республики не признает долг в 700 млн. долларов перед Россией.

Узбекистан стремится занимать по всем основным вопросам в рамках СНГ особую позицию, и играет на противоречиях великих держав, имеющих интерес в регионе – России, США и Китая. Правда, когда несколько лет назад в Андижане вспыхнули волнения, Узбекистан на время заморозил отношения с Западом, закрыл американскую базу, и переориентировался на Россию, поддержавшую подавление восстания. Но это был ситуативный временный союз, и ныне Ташкент уже опять заигрывает с Америкой, и чуть ли не лоббирует наделение США статусом наблюдателя при ШОС. В итоге встреча не принесла никаких реальных и значимых соглашений, она оказалась по большей части протокольным мероприятием, где звучало много высокопарных слов, но не было ощутимых результатов. Слишком уж противоречивы интересы двух стран, и слишком велико желание Каримова дистанцироваться от “старшего брата”.

Совсем иной характер носила встреча Дмитрия Медведева и Виктора Януковича в Харькове. Парадоксальным образом вектор дружественной политики на западном направлении спустился к югу – от Беларуси к нынешней Украине. Смена власти в Киеве очень быстро принесла ощутимые результаты. Не зря Дмитрий Медведев сказал: “Сегодняшняя встреча – внеплановая, но очень важная. Нам предстоит сделать несколько шагов для укрепления отношений и перевести их из разряда ординарных в партнерские, вернуть им качество стратегических отношений между двумя очень близкими странами”.

Главный итог – Черноморский флот будет находиться в Севастополе как минимум до 2042 года. Соглашение предусматривает продление срока его пребывания на Украине на 25 лет с правом пролонгации еще на 5 лет. За это “Украина в течение ближайших 10 лет получит реальный инвестиционный ресурс, который будет предоставлен Россией для Украины в виде помощи ресурсами. Эта сумма исчисляется приблизительно 40 миллиардами долларов”, – сказал довольный Янукович. Имеются в виду бюджетные средства, которые Киев получает за счет снижения цены на газ.

По словам Медведева, при цене 330 долларов за тысячу кубометров и выше скидка составит 100 долларов. Если цена окажется меньше, то не более 30 %. При этом в 2010 году скидка распространяется только на объемы до 30 миллиардов кубометров газа, а затем – до 40 миллиардов.

“Скидка на газ будет учитываться в качестве части арендной платы за пребывание Черноморского флота в Севастополе. Это не политическое, а техническое решение, так как арендная плата увеличивается на размер скидки. Это больше вопрос бухгалтерского учета, чем содержательный”, – уточнил Медведев. А далее он подвел итог: “Соглашения по газу и по пребыванию Черноморского флота – это реальный партнерский шаг России и Украины. Это тот шаг, который мы очень давно ждали. Именно в таких действиях проверяются истинные намерения соседей. И Украина этот шаг сегодня совершила”.

Теперь перед парламентами двух стран стоит важнейшая задача максимально быстро ратифицировать соглашение. Если за Думу можно не волноваться, то в Раде ожидаются немалые проблемы. Украинская оппозиция уже встретила вести о том, что ЧФ остается в Севастополе после 2017 года, исключительно враждебно. “Наша Украина” выступила за импичмент Януковичу, БЮТ – за массовую акцию протеста 24 апреля у стен Рады. Понятно, что против выступает и лидер “Свободы” Олег Тягнибок. Но вот весьма удивительно, что с критикой выступил даже лидер “Единого центра” Виктор Балога, который до этого вел себя весьма конформистки. Так что Януковичу, хотя и имеющему большинство в Раде, предстоит серьезная борьба за ратификацию. Ему необходимо в сжатые сроки убедить общественность в пользе достигнутых договоренностей и рассеять сомнения, дабы не давать преимущества оппозиции, которая спешит раздуть большой скандал.

Там же в Харькове из уст российского лидера прозвучала пусть и завуалированная, но весьма прозрачная критика Александра Лукашенко: “Если же говорить о других странах, надо посмотреть, насколько их действия соизмеряются теми результатами, которые достигаются. Намерения сопрягаются с теми поступками, которые совершены. Если говорить о всякого рода скидках, о помощи, то возникает вопрос – во имя чего и за что. Это должно быть партнерство… Одно дело – реальное партнерство, а другое дело – декларирование намерений; одно дело договариваться о том, чтобы по-серьезному работать, идти навстречу друг другу, помогать друг другу, а другое дело – принимать решения о приеме на постоянное место жительства людей, которые потеряли работу. Это разные вещи. Делайте вывод сами”.

Вектор российской политики обозначен достаточно ясно. Наша ставка – на прагматизм. Если вчера еще недружественная Украина выдвигает интересные предложения, мы охотно идем навстречу. Если Минск занимается саботажем, то рассчитывать на снисходительность ему не приходится. В ближайшее время стоит ожидать интересные метаморфозы и на западе, и на востоке от наших границ. Видимо, у России, как и у Англии, нет вечных союзников, но есть вечные интересы.

 
 

Комментариев нет.