Призрак углеводородной войны в Союзном государстве

Как показали недавние события, российско-белорусский нефтяной конфликт рано считать исчерпанным, а нынешний год вполне может пройти под знаком растущих противоречий в отношениях двух стран, совсем недавно анонсировавших вместе с Казахстаном создание Таможенного союза.

В конце января Белоруссия была вынуждена согласиться на не слишком выгодные для нее соглашения о нефтяных поставках из России. При этом в ходе торга с Россией Минск не использовал в полной мере ни один из имевшихся в его распоряжении козырей.

В ходе переговоров Минск не исключал резкого повышения транзитного тарифа (почти в 10 раз), если Москва не откажется от идеи взимать экспортную пошлину с нефти, поставляемой в Белоруссию. Белорусская сторона также намекала на возможность блокирования поставок российской нефти и нефтепродуктов в Европу. И судя по всему, в Кремле не сочли это пустыми словами: Д.Медведев в письме своему белорусскому коллеге предложил для успокоения европейских потребителей сделать совместное заявление правительств России и Белоруссии «о бесперебойном транзите российских энергоресурсов в Европу». Кроме того, Белоруссия угрожала перекрыть транзит российской электроэнергии в Калининградскую область и Европу.

Наконец, возможно, самым весомым инструментом в арсенале Минска было его участие в Таможенном союзе. А.Лукашенко в конце 2009 г. пообещал выйти из союза в случае, если Москва будет игнорировать энергетические интересы Минска. «Эти монстры [Россия и Казахстан] могут договориться, у них экономики похожие – нефть, газ. Если там [в Таможенном союзе] нас уже начнут давить, стрелять, мы просто выйдем из этого образования», – сказал он.

Однако Москва категорически возражает против такой постановки вопроса. Премьер РФ Владимир Путин заявил, что вступившее с 1 января соглашение о Таможенном союзе не может быть использовано при решении нефтяного конфликта.

В результате в конце января был подписан межправительственный протокол о поставках нефти. Минск же не стал грозить выходом из Таможенного союза. Да и в целом после начала работы союза публичная критика белорусского руководства оказалась гораздо умереннее тех выпадов, которые Москве пришлось услышать в свой адрес летом 2009 г. в период «молочной войны».

Объяснение неожиданной покладистости Белоруссии кроется в том, что она не считает достигнутые договоренности окончательными, и рассчитывает их пересмотреть. Причем в Минске уже называли время их возможного пересмотра – 1 июля 2010 г.[1] Ведь именно тогда начнет функционировать единая таможенная территория в рамках Таможенного союза. «Уже в середине 2010 г… окажется нонсенсом, что что-то поставляется беспошлинно, а что-то с пошлинами, что-то квотируется. Я думаю, что и российская сторона это понимает, и будут сделаны дальнейшие радикальные изменения в достигнутых договоренностях. Но пока нам нужно было разрешить эту конфликтную ситуацию», – заявлял первый вице-премьер В.Семашко.

В МИД Белоруссии упорно твердят о том, что пошлина на российскую нефть, поставляемую в Беларусь, противоречит принципам единого таможенного пространства. Белорусская сторона также не видит правовых оснований для взимания таможенных пошлин в отношении российских нефтепродуктов, поставляемых в республику, и требует их отмены. Белорусско-российский протокол о поставках нефти от 27 января 2010 г., подчеркивают белорусские дипломаты, не соответствует правовой базе Таможенного союза. Минск рассчитывает на поддержку Астаны в споре с Москвой и ратует в этой связи за трехсторонние переговоры, которые должны привести к понятной системе экспорта нефти из России в Белоруссию и Казахстан без взимания пошлин. Неясно, насколько оправданы надежды А.Лукашенко на солидарность Н.Назарбаева, но в перспективе нельзя исключить блокирование Астаны и Минска в рамках Таможенного союза для отстаивания общих интересов.

Комиссия Таможенного союза уже рассмотрела белорусские претензии к России. «…Первым пунктом в этом перечне стоит возможность применения Россией с 1 июля вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. Это наша фундаментальная претензия», – подчеркивал заместитель министра иностранных дел Белоруссии Андрей Евдоченко. Вслед за этим в Государственном таможенном комитете Белоруссии заявили о невыполнении российской стороной обязательств по поставкам беспошлинной нефти в республику.

В упомянутом выше белорусском перечне содержалась претензия и в отношении главного поставщика российского газа –«Газпрома». В Минске недовольны его монопольным статусом, наносящим (как думает руководство республики) ущерб двусторонним торговым отношениям.

Таким образом, Белоруссия по-прежнему не теряет надежды на беспошлинные поставки российской нефти и нефтепродуктов. Кроме того, в Минске уверены, что с созданием Единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана и России поток российских энергоносителей на льготных условиях будет гарантирован. Правительство Белоруссии уже начало подготовку документов, необходимых для формирования правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана и России. Утверждены составы белорусских частей рабочих групп для подготовки документов, включенных в план действий по формированию ЕЭП.

Между тем Россия не желает пока вознаградить белорусского соседа за его интерес к участию в ЕЭП. В конце прошлого года В.Путин поставил объем экономической помощи Минску в прямую зависимость от его готовности к реальной, а не декларативной интеграции в рамках Союзного государства.

Можно предположить, что в Кремле не пропал интерес к сугубо политической, а не экономической интеграции с Белоруссией. В этом контексте Таможенный союз, скорее всего, рассматривается российским руководством помимо всего прочего как способ цементирования достаточно рыхлой и нестабильной структуры Союзного государства.

Однако А.Лукашенко и слышать не хочет о каких-либо серьезных переменах в Союзном государстве, которые бы умалили его власть. В этой связи Москва по-прежнему сигнализирует белорусскому лидеру, что при отсутствии должного (с ее точки зрения) уровня интеграции в Союзном государстве чаемых Минском льгот не будет.

За уже предоставленные новые поблажки в Кремле ждут расплаты, а за будущие – аванс. Так, недавно посол России в Республике Беларусь А.Суриков дал понять, что «Газпром» не прочь приобрести вторую половину «Белтрансгаза». Еще ранее он напомнил Минску, что российская сторона ждет реальных предложений от Белоруссии по приватизации нефтеперерабатывающего комплекса и, в частности, предприятия «Нафтан-Полимир» (внятного ответа из Минска пока не последовало).

Комплекс накопившихся и нерешенных проблем в отношениях Белоруссии и России в сфере ТЭК настолько велик, что его смело можно назвать миной замедленного действия в фундаменте Союзного государства. К уже упомянутым противоречиям можно было бы добавить еще несколько. Белоруссия так и не получила обещанный российский кредит на строительство первой белорусской АЭС, сумма которого, по некоторым данным могла достичь 9 млрд долл. А.Суриков недавно сказал, что средства будут выделены, однако из его слов можно сделать вывод, что сумма займа будет урезана. Так и не подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в области ТЭК, которое планировалось одобрить еще в 2009 г.

В этом году союзникам предстоит начать переговоры о пересмотре газовых контрактов. Действие предыдущего соглашения по газу истекает в 2011 г. На европейские цены Минск переходить не собирается, а «Газпром» к скидкам не готов. Российский вице-премьер И.Сечин поднимал и вопрос о пошлинах на продаваемый белорусам газ. Как известно, именно из-за отсутствия экспортной пошлины цена газа для Белоруссии значительно меньше, чем для других клиентов российского концерна. Кроме того, «Газпром» может оштрафовать Белоруссию за недобор газа по итогам 2009 г.

Можно также с уверенностью прогнозировать, что свое участие в Таможенном союзе Минск будет в дальнейшем часто использовать как рычаг на переговорах с Россией по торгово-экономическим и политическим вопросам. Вместе с тем неурегулированные противоречия между Минском и Москвой в сфере ТЭК – одно из главных препятствий на пути полноценного функционирования Таможенного союза.

При том что отношения с Россией в настоящее время по-прежнему серьезно осложнены, на западном направлении дела для А.Лукашенко также обстоят далеко не лучшим образом. Преследования белорусскими властями непризнанного Союза поляков уже вызвали раздражение в Евросоюзе – там даже заговорили о возобновлении приостановленных санкций против белорусских руководителей.

Не все в порядке и с участием Белоруссии в программе «Восточное партнерство», присоединение к которому рассматривалось наблюдателями как настоящий прорыв в ее отношениях с Евросоюзом. Минск никак не может согласовать формат своего участия в парламентской инициативе «Евронест» в рамках «Восточного партнерства». А.Лукашенко категорически против допуска оппозиционеров в состав белорусской делегации.

На прошлой неделе стало известно, что Евросоюз отложил выделение финансовой помощи Белоруссии в рамках Европейской политики соседства (в общей сложности страны-участники европейских программ должны получить 5,7 млрд евро). В Брюсселе дали понять, что это связано не только с отсутствием необходимых формальных соглашений, но и с давлением белорусских властей на часть польской диаспоры.

В Брюсселе также недовольны присоединением Минска к Таможенному союзу. Представители Еврокомиссии призвали республику упразднить «неблагоприятные меры», которые были введены Таможенным союзом и привели к росту тарифов на ряд товаров из ЕС.

Вашингтон в отличие от Евросоюза и раньше гораздо сдержаннее воспринимал примирительные жесты А.Лукашенко, его меры по «косметической» демократизации после войны России и Грузии в августе 2008 г. Похоже, что в США рассматривают возможность проведения более жесткого курса на белорусском направлении. Не так давно на рассмотрение Конгресса США поступил законопроект об учете белорусских поставок оружия. Американские законодатели выразили озабоченность военными контактами Минска со «странами, поддерживающими терроризм». Авторы законопроекта намеревались обязать Госдепартамент США ежегодно отчитываться перед законодателями об экспорте Белоруссией вооружений.

Между тем внешняя «круговая оборона» может оказаться не по силам белорусским властям в условиях экономической стагнации. Правительство Белоруссии объявляло ранее о преодолении рецессии. На 2010 г. сформулирована задача по росту экономики на 10–13%. Однако многие экономисты считают ее нереалистичной. Всемирный банк прогнозирует в 2010 г. не более 2% роста ВВП в республике. После заключения новых соглашений с Россией по нефтяным поставкам Белоруссия, по некоторым оценкам, потеряла около 30% валютных поступлений. Общие потери Белоруссии от перехода на новые условия поставок нефти достигают, по предварительным оценкам МВФ и Национального банка страны, 2 млрд. долл.Продолжается рост внешнеторгового дефицита.

Правительство республики вступило в переговоры с МВФ на предмет получения нового кредита (прежняя кредитная линия на 3,53 млрд. долл. практически уже полностью освоена). При этом решиться на рекомендуемую западными экспертами масштабную приватизацию и перестройку существующей белорусской экономической модели А.Лукашенко не может.

Судя по всему, белорусам предстоит в буквальном смысле слова «потуже затянуть пояса». Недавно в Белоруссии на 16% подорожал проезд в общественном транспорте, с 27 февраля на 7% поднялись цены на бензин и на 5% – на сахар-песок. Как уже отмечали эксперты, подорожание бензина и повышение стоимости проезда связано с изменением условий поставки в Белоруссию российской нефти в 2009 г. Таким образом, белорусская экономика накануне президентских выборов 2011 г. переживает действительно нелегкие времена.

Между тем А.Лукашенко и его соратники в очередной раз и пока безуспешно пытаются найти альтернативы российским энергоносителям то в Иране, то в Венесуэле. Белорусские НПЗ они намереваются загрузить венесуэльской нефтью, в планах – участие в разработке венесуэльских газовых месторождений. Но огромные расстояния, похоже, станут непреодолимым препятствием на пути реализации этих планов.

В заключение можно отметить, что кризис сузил А.Лукашенко пространство для маневра – ему снова придется занимать либо на Западе, либо в России. Главный «спонсор» республики в новых условиях может резко усилить свое влияние на Белоруссию. В очередной раз складывается впечатление, что А.Лукашенко загнал себя самого в тупик, из которого ему уже не выбраться. Он испортил отношения с Евросоюзом, ссорится с Москвой, которая не торопится выдать ему новые субсидии. Вероятно, белорусскому лидеру на этот раз трудно будет «выйти сухим из воды», и один из внешних игроков извлечет известные преимущества из той неудобной ситуации, в которой оказался белорусский лидер.

 
 

Комментариев нет.