На днях Госдума отклонила внесенный “эсерами” законопроект о введении налога на роскошь. Авторы инициативы предлагали установить размер налога, исходя из рыночной цены предмета роскоши – машины, самолета, яхты. При этом, например, для транспортных средств ценой от двух до 20 миллионов рублей ставка составляет 1% от стоимости, от 20 до 50 миллионов рублей – 3%, дороже 50 миллионов рублей – 5%. Кроме того, под таким налогом оказались бы жилые дома, квартиры, дачи, земельные участки (доли в них) стоимостью 15 миллионов рублей и выше, а также драгоценные металлы и камни, изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей и выше.
“Сегодня в России существует колоссальное имущественное расслоение, которое провоцирует серьезную социальную напряженность, – заявил один из авторов законопроекта, руководитель фракции “Справедливая Россия” в Госдуме Николай Левичев. – Если взять соотношение доходов 10% самого богатого и 10% самого бедного населения, то разница достигает 20, а в Москве – 50 раз. А в странах Евросоюза, например, такое соотношение составляет лишь 3-5 раз. Примечательно и то, что уровень экономического неравенства у нас в стране постоянно растет. И в годы стабильного экономического роста, и в эпоху кризиса. Мы хотим построить общество, преодолевшее чудовищную пропасть между богатыми и бедными. Введение налога на роскошь – программная установка нашей партии”.
Действительно, эта инициатива была озвучена “эсерами” еще три года назад. Тогда политические оппоненты обвинили их в предвыборном пиаре и утверждали, что про свое “популистское обещание” они забудут сразу же, как только получат депутатские мандаты. Но они не забыли. И на протяжении всего этого времени пытались провести законопроект о налоге на предметы роскоши через нижнюю палату парламента. Год назад этот законопроект был принят на рассмотрение профильного комитета ГД и, наконец, дождался своей очереди. Но на пленарном заседании фракция “Единая Россия”, обладающая большинством мандатов, его провалила, попросту не приняв участия в голосовании.
В качестве главного аргумента “против” партия власти использовала отрицательный отзыв правительства, подписанный вице-премьером Александром Жуковым, усмотревшим противоречие в том, что имущество, которое предлагается считать роскошью и облагать налогом, уже является предметом налогообложения по закону “О налогах на имущество физических лиц”. “Таким образом, реализация положений законопроекта приведет к двойному налогообложению имущества”, – заключили в правительстве. А думское большинство, поддерживая этот тезис, даже вспомнило о Конституции. Хотя Основной закон страны не содержит ограничений в налогообложении богатеев. Зато в нем четко прописано, что Российская Федерация – социальное государство. Об этом партия власти предпочитает не вспоминать.
К тому же, разве не является частью работы парламентариев устранение различных нестыковок в законодательстве? Например, двойное налогообложение можно заменить одним, но прогрессивным налогом. Общеизвестно, что подобные формальности устраняются думским большинством с помощью принятия поправок в рекордные сроки. При одном лишь условии – когда ему это выгодно.
Вообще, на Охотном ряду похоронен не один законопроект, затрагивающий интересы людей, ведущих роскошный образ жизни. Например, с 1998 года пылится “на доработке” проект закона “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”. Этот документ позволяет фискальным органам приехать к бедному чиновнику в его роскошный особняк на Рублевке и задать неприятный вопрос о том, на какие средства куплено имущество.
От такой возможности сразу же отмахнулись и налоговая служба, и Минфин, сославшись на нехватку ресурсов для контроля. А думцы ссылаются опять же на огрехи в законопроекте: могут пострадать простые люди, взявшие деньги в долг у родственников.
Вот в этом заключен особый цинизм парламентских лоббистов из числа “единороссов” – как только речь заходит об антикоррупционных законах (а именно к ним относятся оба не увидевшие свет законопроекта), они тут же начинают “жалеть” простых людей. Но ничего не делают для исправления этой ситуации, не корректируют предложенные законопроекты, а просто хоронят их.
И на этот раз, отклоняя закон о налоге на роскошь, партия власти демонстрировала свое сострадание бедным людям, получившим в наследство или заработавшим непосильным трудом на хорошую квартиру в центре Москвы. Радея об интересах “пенсионеров из трехкомнатной сталинки”, “единороссы” просто умолчали, что эту категорию налог на роскошь никак не затрагивает, поскольку закон обратной силы не имеет. И не захотели внести поправки, при помощи которых роскошью будет считаться не одна, а две и более квартиры – такое в столице не редкость. И ценовую планку на роскошное жилье можно было путем поправок установить выше 15 миллионов. Это уже детали законодательного творчества. Важен сам принцип – богатые должны платить больше, чем бедные.
Но пока такие принципы на Охотном ряду не приживаются. Потому и на руках иного чиновника можно увидеть часы, которые “весят” больше, чем годовой бюджет какого-нибудь муниципального образования. Потому публику уже не шокируют рейтинги миллиардерш из числа жен чиновников – все в рамках закона, который устраивает партию власти.
Вот против всего этого и направлен законопроект о налоге на роскошь. И речь здесь идет не только о социальной справедливости, о возможности дополнительно пополнить госбюджет. Государство не способно разрушить все коррупционные схемы, порвать все коррупционные нити. За руку удается схватить только единичных взяточников, остальные продолжают брать. По данным апрельского социологического исследования “Левада-центра”, количество взяточников в России за последние четыре года увеличилось с 27% до 31%, а средний размер взятки вырос примерно в два раза – с 5048 рублей в 2006 году до 8887 рублей в 2010 году. При этом за оформление документов на предпринимательскую деятельность платили “мимо кассы” 92% россиян.
Но если невозможно остановить сам процесс коррупции, то при законодательном обеспечении можно хотя бы частично воспользоваться плодами “труда” коррупционеров. Большинство из них весь свой неправедный урожай записывают на жен и других родственников, доверенных (неформально) лиц. И если деревенской бабушке, у которой и водительских прав отродясь не было, вдруг неизвестно какой родственник подарит новенький “Maybach” или “Porsche Cayenne”, то пусть он же ей и на налог денег даст. Не трагедия для бабушки. Но трагедия для нечистых на руку чиновников – деньги еще как-то утаить можно, а вот имущество, попадающее по закону под налог на роскошь, спрятать будет невозможно.
Кстати, бизнес в целом спокойно отнесся к перспективе платить налог на предметы роскоши. Четкие и понятные правила игры – это именно то, чего так хотят деловые люди. Большинство из них осознает свою социальную ответственность, но важно то, как это понятие трактует власть. Сейчас госчиновники без всякой упорядоченности предлагают бизнесменам просто “тряхнуть мошной” для осуществления различных проектов, финансировать которые по всем статьям должен госбюджет. Множество бюрократов и прочих “радетелей о нуждах народных” кормятся на этом. Вот им-то и не выгодна упорядоченность во взаимоотношениях бизнеса и госказны.
Поэтому партия власти, отклонив закон о налоге на роскошь, защищает не только интересы богатых, но и, прежде всего, свои собственные интересы.
Комментариев нет.