Москва взялась развязать “карабахский узел”

Геополитический расклад сил, сложившийся в закавказском регионе в течение последних двух десятилетий, в последние месяцы претерпевает быстрые и радикальные изменения. Наметившееся и быстро прогрессирующее сближение давних непримиримых антагонистов в лице Армении и Турции ставит в повестку дня российской дипломатии вопрос о новом позиционировании Москвы в стремительно меняющейся системе политических координат за Большим кавказским хребтом.

Утратив контроль над процессом нормализации армяно-турецких отношений (что само по себе, по мнению ряда политологов, объективно ослабляет российские позиции в регионе), российская дипломатия сейчас пытается наверстать упущенное в другом ключевом вопросе международной повестки дня в Закавказье — в карабахском урегулировании.

В понедельник в Москву прибыл президент Армении Серж Саркисян. Как ожидается, этот визит завершит цикл консультаций, предшествующих армяно-азербайджанской встрече в верхах, которую может пройти уже в январе. По мнению ряда экспертов, она может иметь историческое значение, поскольку ответит на вопрос о дальнейшей судьбе Нагорного Карабаха.

Напомним, что 10 октября представители Армении и Турции подписали в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений», что фактически означает выход Анкары из режима блокады Армении. А буквально на днях Конституционный суд Армении, несмотря на противодействие армянской оппозиции, признал соответствующими Основному закону страны обязательства, закрепленные в армяно-турецких протоколах.

Естественно, что подобное развитие событий было резко негативно встречено в Баку. Руководство Азербайджана не без основания расценивает нормализацию турецко-армянских отношений как угрозу своему стратегическому союзу с Турцией. Однако следствием такой позиции становится отнюдь не эффективная нейтрализация попыток Анкары и Еревана договориться между собой, а все возрастающее давление со стороны Турции (и Запада в целом), которая призывает власти Азербайджана быть посговорчивее по карабахскому вопросу и поскорее разморозить отношения с Арменией. Так что если Алиеву не удастся притормозить этот процесс, то ему, видимо, придется согласиться на невыгодное компромиссное (в пользу Армении) предложение – отказаться от притязаний на весь Нагорный Карабах, а также от двух из семи оккупированных Арменией районов. В обмен Баку сможет рассчитывать на возврат под свой контроль пяти районов с перспективой в отдаленном будущем получить оставшиеся.

Какой из сценариев дальнейшего развития событий в этом регионе был бы наиболее благоприятным для России?

Этот вопрос KM.RU адресовал ведущему эксперту Центра политической конъюнктуры Павлу Салину:

— По моим наблюдениям, Россия все больше дистанцируется от ведущей роли в распутывании того клубка противоречий, который уже давно сформировался в армяно-турецко-азербайджанском треугольнике. По большому счету это выигрышная позиция. Потому что в одиночку мы не можем повлиять на Армению, Турцию или Азербайджан. В результате если не лидирующая, то заметная роль переходит к Турции. Как ни странно, это тоже играет нам на руку. Потому что появляется шанс сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс по нагорно-карабахской проблеме. Турция сама пошла на серьезные жертвы ради этого, испортив свои отношения с Азербайджаном, который обвинил Анкару в предательстве этнических интересов. Поскольку, как известно, на уровне общественного сознания в Азербайджане очень популярна формула «один народ — одно государство». Ведь азербайджанцы считают себя тюрками.

Россия в принципе поддерживает все позитивные изменения в Закавказье. Поскольку это способствует снятию напряженности и снятию взрывоопасной ситуации в регионе. Что касается озвученной формулы урегулирования, то Азербайджану, можно сказать, брошена достаточно жирная кость. Как известно, нагорно-карабахская проблема имеет две составляющие. Во-первых, речь идет непосредственно о Нагорном Карабахе, населенном преимущественно армянами. Понятно, что ни при какой ситуации он не собирается возвращаться в Азербайджан. Кстати говоря, вопреки расхожим предрассудкам, не собирается он и присоединяться к Армении.

Кроме того, есть коридор к «мятежному» Карабаху со стороны Азербайджана, состоящий из нескольких районов, который был отвоеван в свое время Арменией. Он населен преимущественно азербайджанцами. И он-то как раз не изъявлял особого желания быть независимым от Азербайджана. Если Баку вернет себе коридор, по которому снабжается из Армении Нагорный Карабах (а воздушный мост — это слишком дорогое удовольствие), то это будет серьезный рычаг для решения карабахской проблемы в свою пользу.

Так что представленная формула на самом деле невыгодна Армении и самому Нагорному Карабаху. Вот почему я бы не смотрел с оптимизмом на тот формат договоренности, который предлагается. Так что вряд ли ближайшая встреча Армении и Азербайджана закончится существенными подвижками.

 
 

Комментариев нет.