Черноморский флот в Севастополе

Решение Президента Виктора Януковича заключить с Россией новый договор по Черноморскому флоту, несомненно, является, с одной стороны, вполне ожидаемым, с другой – шагом, который разрушает весь существующий в Украине баланс сил.

Во-первых, это де-факто означает окончательную смену политических ориентиров страны, потому что данное решение при всех хороших отношениях НАТО с Россией означает совершенно иной статус Украины в международных отношениях. Сейчас трудно оценить насколько это повлияет на ситуацию, но, без сомнений, это резко изменит наши отношения со странами Балтии, Грузией и Польшей.

Во-вторых, это решение принято без малейшего изменения нынешнего положения дел с Черноморским флотом, на которое закрывали глаза в силу того, что оставался небольшой срок до окончания договора. Однако именно наличие этих неразрешенных вопросов превращает присутствие Черноморского флота в Севастополе в серьезную проблему для Украины. Прежде всего, потому что не существует реального статуса иностранной военной базы в Украине.

Черноморский флот находится в Севастополе в положении де-факто флота СССР в советском городе. Украина не просто сдает в аренду базу. Фактически флот занимается всеми вопросами поддержки и организации судоходства в этом регионе. На сегодняшний день, в частности, гидротехнические сооружения находятся под контролем российских военных моряков. И статус этих объектов на сегодня так и не определен, и судя по тому, что договор перезаключен, вряд ли можно ожидать изменения статуса этого объекта.

Разумеется, можно говорить, что конфликты вокруг маяков и гидрологических объектов были вызваны коварными амбициями националистов. Но это – ложь! Форма и острота конфликтов была вызвана, конечно, радикализмом молодых националистов, но проблема вполне реальная. И продлевать договор без решения вопросов суверенности украинского судоходства в этой части страны – это мощнейший удар по правой базе судоходства Украины.

Ну и, в-третьих, на сегодня де-факто наличие этой военной базы означает, что Украина является военным союзником России. Именно так, не просто страной, предоставившей свою территорию для военно-морской базы другой стране, а именно военным союзником.
Специфика вопроса заключается в том, что Украина никак не может контролировать военно-политические задачи, которые ставятся перед Черноморским флотом. Договор в принципе не предусматривает каких-либо ограничений для деятельности флота. Украина становится заложником военно-политических планов Кремля, как это было во время войны с Грузией.

Во всех странах мира, где есть военные базы, существуют жесткие ограничения на те цели, для которых база может использоваться. Между Украиной и Россией даже не поднимался вопрос о том, в какой мере Россия может использовать базу для решения своих военно-политических задач. В ситуации, когда Россия не проводила жесткой военно-политической линии, этот вопрос был малоинтересен и не поднимался вообще, например, во время переговоров Кучмы и Ельцина. Однако теперь, после войны с Грузией, этот вопрос становится принципиальным. Участие ЧФ в войне с Грузией означает, что Украина помимо своей воли стала участником этих событий.

Можно было бы принять различные меры, регулирующие этот вопрос. Однако сегодня договор подписывается без принятия соответствующих норм, и раз теперь такие нормы не приняты, то вряд ли можно говорить, что они будут приняты в дальнейшем. То есть фактически не решена ни одна из военно-политических задач, которая могла бы поставить взаимоотношения ЧФ в цивилизованное русло, зато срок действия военной базы продлен на большой период.

Ну и самое главное. Решение принято без согласия в обществе, без достижения компромисса, без попытки провести хотя бы опрос общественного мнения, не говоря уже о референдуме, как это должно было быть по проблеме НАТО. Президент Янукович самолично принимает такое решение. Это означает презрение к той части Украины, которая относится с недоверием к России. И, что самое важное, даже те, кто поддерживает это решение, исходя из необходимости достичь договора относительно газа и других экономических соображений, даже они должны понимать, что продление договора без изменения его формальной стороны наносит сильнейший политический удар по Украине.

Договор принимался в то время, когда фактически это был флот совместный. Хотя Россия и Украина уже существовали как независимые государства, но фактически все действующие нормы были еще советского периода. И ситуация не поменялась до сегодняшнего дня. Это является негативным даже для тех, кто может положительно отнестись к самому факту продлению этого договора.

Вопрос стоит так: перед нами прецедент, который показывает, что президент Янукович готов вести к узурпации своей позиции, а значит, к узурпации власти. Насколько способна оппозиция противостоять этой позиции, насколько она сумеет разумно выстроить свою линию, с тем, чтобы объединить не только ярых противников России, но и тех, кто относится с пониманием к интересам России, но считает необходимым поддерживать их в рамках цивилизованных договорных отношений. Это в данном случае – тайна не только для Януковича, сколько для оппозиции.

 
 

Комментариев нет.